Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без

Тахограф — это устройство контроля скорости и пройденного транспортным средством пути, режимов труда и отдыха водителя.

Цифровой тахограф является новой вехой в тахографии. Он является гораздо более совершенным и актуальным средством, нежели его аналоговые (шайбовые) предшественники.

Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, из-за этого практически исключаются любые манипуляции с ним, такие, как отключение тахографа, подмотка пробега и прочие методы сокрытия возможных огрехов в работе.

Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование

Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).

Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.

Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.

Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.

Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.

С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.

Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ

Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:

  1. Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она очень дорого, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
  2. Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ,  а это лишние траты на покупателя.
  3. В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.

Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.

Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами 🙂 Таким образом, разница только в правовом регулировании — Приказ №36 четко обозначает: если вы ездите по РФ, то вам необходим СКЗИ, если участвуете в международных перевозках, то можете устанавливать и использовать тахограф без СКЗИ европейского образца.

Виды тахографов с СКЗИ

На сегодняшний день имеется выбор из следующих моделей цифровых тахографов российского стандарта с блоком СКЗИ:

  • Атол Drive 5.
  • Меркурий TA-001.
  • Штрих-Тахо RUS SM (2 модели).
  • КАСБИ DT-20M.
  • EFAS V2 RUS.
  • VDO 3283.
  • Атол Smart.
  • ТЦА-НК02.

Цены начинаются от 35 000 рублей. Нередко компании-установщики предлагают приобрести прибор у них и получить скидку на работы по установке. При выборе следует ориентироваться на совместимость самописца с конкретной маркой автомобиля, особенности его эксплуатации и стоимость расходников и обслуживания.

Штрафы за отсутствие СКЗИ

С 1.01.2018 г. эксплуатация автомобиля с тахографом без СКЗИ приравнивается к вождению без прибора. Если вы осуществляете перевозки по территории РФ, то у вас должен стоять тахограф с СКЗИ.

Штраф за отсутствие блока СКЗИ тахографа такой же, как и в случае управления автомобилем с неисправным прибором, или без карты и т. п. и составляет от 1 до 3 тысяч рублей.

По оценкам некоторых аналитиков, владение автомобилем с тахографом с СКЗИ настолько экономически невыгодно, что может привести к банкротству предприятия. Отсюда возникает естественная потребность найти какой-то выход из ситуации. Каждый раз платить штрафы — тоже накладно. Единственный законный выход: оформить международную лицензию на перевозки, установить тахограф ЕСТР, забыть про страшное СКЗИ и ездить по территории РФ, не нарушая закон.

Удачных поездок!

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Отзывы
Контакты

г. Воронеж, ул. Острогожская 73а

тел. +7 (473) 222-02-07

тел. +7 (473) 222-02-06

тел. +7-900-29-92-000

тел. +7-900-299-00-00

info@prosamit.ru

© 2024 Тахографы в Воронеже