Установка тахографа по ДОПОГ
Тахограф – техническое средство, устанавливаемое в автомобиль и служащее для осуществления контроля соблюдения водителем транспортного средства режима труда и отдыха. В России тахографы на грузовые автомобили начали устанавливать с 80-х годов прошлого столетия. Это были аналоговые приборы, носителем информации у которых служил сменный бумажный диск – «шайба».
Начиная с 2000 года стали появляться цифровые тахографы, где носителем информации стала электронная часть тахографа и именная смарт-карта водителя. Долгое время в Российской Федерации на внутренних перевозках тахографы применялись исключительно в добровольном порядке. Обязательное использование тахографа на транспортном средстве было только в случае, если автомобиль осуществлял международные перевозки. Однако начиная с 23 января 2012 года государство обязало собственников транспортных средств максимальной массой свыше 3,5 тонн и/или числом пассажирских мест более 8 (категории транспортных средств M2, M3, N2 и N3), в том числе и транспортные средства предназначенные для перевозки опасных грузов, оборудовать свой транспорт тахографами (пункт 8(1) ТР 720).
Оборудование транспортных средств, находящихся в эксплуатации тахографами запланировано в револьверном порядке начиная с 1 апреля 2013 года и до 1 апреля 2015 года в зависимости от вида транспортного средства (Приказ Минтранса №273 от 21.08.2013г). После вступления в законную силу ТР ТС (с 1 января 2015 года) принципиально ничего не изменилось. ТР ТС закрепил понятие тахографа как объекта технического регулирования и компонента транспортного средства (п.65, таблица 4, приложение №1 ТР ТС). Также п. 10.5 приложения №8 ТР ТС требует исправности тахографа и запрещает его демонтаж. Обязательные технические требования к тахографу определены п. 65 приложения №10 ТР ТС, а также ГОСТ Р 53831-2010, требования которого обязательны к исполнению (Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств п. 146), что подтверждается соответствующим сертификатом соответствия Техническому регламенту Таможенного Союза О безопасности колесных транспортных средств.
Сертификаты соответствия ТР 720 действуют в полном объеме до 1 июля 2016 года. На транспортном средстве может быть установлен (соответствует установленным требованиям) любой тахограф, который имеет сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Исправность тахографа – это соответствие тахографа техническим требованиям, которые к нему (тахографу) предъявляются. Напоминаем, что соответствие тахографа техническим требованиям подтверждает Сертификат соответствия Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, а также соблюдение требований ГОСТ Р 53831-2010, где в частности, п 4.3.3.3 требуется наличия на транспортном средстве установочной таблички. Установочная табличка наносится каждый раз после проведения калибровки. Она содержит сведения о транспортном средстве, дате калибровки-проверки технического состояния тахографа, размер шин колеса (ведущего моста).
По факту осуществления калибровки выдается (мастерской допущенной к осуществлению работы с тахографами в установленном порядке, реестр расположен по адресу http://rosavtotransport.ru/ru/activities/tachograph-control-eu/registerasc/) Сертификат о калибровке тахографа, который служит подтверждением исправности тахографа. Ниже приведен пример Сертификата о калибровки тахографа. Обязательных требований к форме документа не существует, однако на примере красным выделены обязательные сведения, которые должны присутствовать на документе. Данный документ должен находиться у водителя в оригинальном виде (не копия).
Тахограф, как техническое устройство, проводит и фиксирует измерения, которые осуществляются в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также обеспечения их потребности в получении объективных и достоверных результатов измерений в области обеспечения безопасных условий труда и безопасности дорожного движения в целом. К такого рода измерениям, на основании Федерального Закона № 102 «Об обеспечении единства измерений», в частности подпунктов 5 и 19 пункта 3 статьи 1, предъявляются обязательные метрологические требования. В связи с этим тахограф должен являться средством измерения.
В настоящее время большинство производителей тахографов осуществляют или уже осуществили процедуру утверждения типа средства измерения для своей продукции (тахографа). Таким образом, тахограф является средством измерения. Основными показателями тахографа – результатами его измерений – являются такие значения как: значение пройденного пути, значение скорости движения и значение времени режимов труда и отдыха водителя.
Для обеспечения объективных и достоверных показаний тахографа, периодически осуществляются следующие процедуры:
- Калибровка тахографа – совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик (путь, скорость, время);
- Поверка тахографа – совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия тахографа метрологическим требованиям.
Периодичность выше описанных действий определяется методикой поверки тахографа, которая разрабатывается производителем тахографа и обычно имеет значения: один раз в год, один раз в два года и один раз в три года. По факту осуществления поверки выдается Свидетельство о поверки тахографа, который служит подтверждением того, что тахограф соответствует метрологическим требованиям и его показания являются объективными и достоверными.
Обязательных требований к форме документа не существует, однако на примере красным выделены обязательные сведения, которые должны присутствовать на документе. Номер на голограммной наклейке является уникальным и присуждается государственным органом, по нему осуществляется государственный контроль в области метрологии. Данный документ должен находиться у водителя в оригинальном виде (не копия). Свидетельство о поверке выдается на тахограф, и не имеет ни какого отношения к транспортному средству.
Обязанность тахографа быть метрологически поверенным (иметь Свидетельство о поверке) закрепляет пункт 7.9 Приложения № 7 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Отсутствие факта метрологической поверки тахографа (отсутствие Свидетельства о поверки) является административным правонарушением, за которое предусмотрен административное наказание по ст. 19.19 КоАП РФ (штраф для юридических лиц до 100 тысяч рублей). За несоответствие тахографа требованиям законодательства, а также за неисправный тахограф, предусмотрено административное наказание по ст. 11.23 КоАП РФ. Или в другой но не менее значимой форме.
На основании определений, представленных в ГОСТе Р 53831-2010, датчик скорости и карта водителя (тахошайба) являются компонентами тахографа и отсутствие одного из них может квалифицироваться как неисправность тахографа. Любое соединение, которое в случае его нарушения приведет к не обнаруживаемым изменениям или к не обнаруживаемой потере данных подлежит пломбировке (п. 4.3.4.2 (б) ГОСТ Р 53831-2010). На седельных тягачах, а также на транспортных средствах с открытой рамой, датчик скорости обычно находится в зоне визуального контакта. На таких транспортных средствах возможно осуществить контроль пломбировки датчика скорости.
Правила использования тахографов регламентируются одноименным разделом (приложение №3) Приказа Минтранса РФ № 36 от 13 февраля 2013 года (далее Приказ № 36). Ниже приводятся основные точки контроля настоящих правил:
- На транспортном средстве тахограф должен быть только один (п.2, Правил использования тахографа). Нарушение этого пункта может повлечь за собой манипуляции – основа которых это нарушение непрерывности получаемых данных с тахографа.
- Водитель обязан перед началом движения установить свою карту водителя в тахограф, второй водитель (сменщик) также обязан держать свою карту в тахографе в течении всего срока поездки, даже если он не управляет автомобилем, а находится на пассажирском месте (п .9 (1) Правил использования тахографа).
- Водитель обязан предоставить доступ к тахографу контролера и сделать необходимые распечатки по его требованию (п .9 (4) Правил использования тахографа).
- Водитель ОБЯЗАН знать как пользоваться тахографом (п .9 (9) Правил использования тахографа).
- Транспортное предприятие обязано обеспечить умение водителя пользоваться тахографом в соответствии с инструкцией по эксплуатации тахографа (п .13 (2) Правил использования тахографа).
- Транспортное предприятие обязано обеспечить своевременное техническое обслуживание тахографа и проверку его исправности (п.13 (3) Правил использования тахографа).
- Транспортное предприятие обязано обеспечить водителя расходными материалами (бумагой, тахошайбами) (п.13 (4) Правил использования тахографа).
- Транспортное предприятие обязано обеспечить наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа (п.11 (4) Правил использования тахографа).