Нужны ли тахографы
Еще в августе 2004 года приказом Минтранса РФ № 15 были определены требования к режиму труда и отдыха водителей ТС. Аналогичные документы приняты и на европейском уровне – соглашение ЕСТР. Для контроля над соблюдением принятых норм разработано специальное устройство – тахограф. Помимо этого прибор контролирует еще ряд параметров, таких как скоростной режим движения транспорта, отказы и сбои в работе оборудования и т.д.
Требования к тахографам для международных перевозок определены в упомянутом выше соглашении ЕСТР. Существует европейский реестр моделей, допущенных к эксплуатации на территории стран-подписантов Соглашения. Осуществляется строгий контроль соблюдения принятых норм. Нарушители подвергаются значительным штрафам в европейской валюте.
На территории России с апреля 2013 года действует приказ Минтранса № 36 от 13.02.13. В нем содержатся:
- требования к устанавливаемым тахографам;
- категории и виды ТС, подлежащих оснащению тахографами;
- правила эксплуатации установленных тахографов;
- требования к их обслуживанию;
- правила контроля работы тахографов.
Предельные сроки установки контролирующих приборов на автотранспорт в зависимости его категории и характера выполняемых работ определены приказом Минтранса РФ № 273 от 21.08.13. В нем же содержатся требования к порядку оснащения тахографами.
Согласно требованиям нормативных документов с апреля 2015 года все транспортные средства, относящиеся к категории N2, N3, M2, M3 должны быть оборудованы тахографами, модель которых содержится в перечне ФБУ «Росавтотранс».
Исключение сделано только для двух категорий:
- транспорт, выполняющий регулярные пригородные и городские пассажирские перевозки в соответствии с постановлением Правительства № 112 от 14.02.09;
- транспорт, выполняющий международные перевозки в соответствии с требованиями приказа Минтранса № 36 от 22.11.04 и оборудованный европейским тахографом согласно нормам ЕСТР.
Кроме того, автомобилям категории M2, M3, N2 и N3, выполняющих перевозки внутри страны, разрешено до конца 2017 года использовать установленные ранее модели при выполнении одного из следующих условий:
- изготовитель транспорта до апреля 2014 года оснастил его тахографом, который отвечает требованиям ЕСТР;
- транспорт имеет тахограф, установленный мастерской до начала действия приказа Минтранса № 273 и соответствующий требованиям постановления Правительства № 720 от 10.09.09.
Отсутствие обязательного тахографа, эксплуатация неисправного устройства, нарушение пломб или несанкционированное вмешательство в работу оборудования наказывается административным штрафом. Проверку осуществляют работники ГИБДД. Водитель может быть оштрафован на 1-3 тысячи рублей, административное лицо – на 5-10 тысяч. Автоинспекция проводит регулярные проверки, начиная с апреля 2014 года.
Есть ли польза от этих приборов? Несомненно. Водителям волей-неволей приходится соблюдать режим труда и отдыха. Это ведет к снижению усталости за рулем, что сказывается на сокращении количества дорожных происшествий, а, следовательно, и сокращает прямые убытки предприятий.
Кроме того, по распечатке тахографа можно судить о характере езды того или иного водителя, о соблюдении им заданного маршрута движения. Вдумчивый анализ данных бортового самописца позволит оптимизировать эксплуатационные затраты предприятия. Поэтому рачительные владельцы ТС, даже не подпадающих под действие перечисленных выше законов, устанавливают на свой транспорт тахографы на добровольной основе.
Навигация
Предыдущая статья: ← Сколько стоит тахограф
Следующая статья: Как заполнить шайбу тахографа →