Блок СКЗИ тахографа
Данные, регистрируемые тахографом, служат основанием для наказания или оправдания водителя, а во многих странах к тому же признаются юридическим документом. Именно поэтому хранящаяся на нем информация должна быть объективной. С этой целью применяются различные средства защиты и шифрования данных.
В России используется программно-аппаратный комплекс, называемый средством криптографической защиты информации, сокращенно СКЗИ. Иногда его еще называют навигационным криптозащитным модулем, НКМ. Требования по его применению в составе тахографа определены приказом Минтранса РФ № 36. В тахографе может быть активирован и использован только один блок СКЗИ, модель которого занесена в реестр ФБУ «Росавтотранс». На сегодняшний день это две модели: «НКМ-1» и «НКМ-2», выпускаемые московским производителем ООО «Спецпроект-2».
Все операции, которые проводятся с блоком СКЗИ, должны выполняться в строгом соответствии с «Положением о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации». Положение утверждено приказом ФСБ России № 66. К работе по обслуживанию средств криптозащиты допускаются только мастерские, имеющие лицензию ФСБ.
Блок СКЗИ осуществляет шифрование и дешифрование информации и обеспечивает:
- проверку подлинности (аутентификацию), информация о которой регистрируется в архиве НКМ;
- целостность и достоверность информации, записываемой в неизменном виде в защищенную память (архив);
- возможность гарантированного выявления корректировки или фальсификации данных;
- хранение информации для создания и проверки электронной подписи;
- получение значений времени и координат, которые преобразуются из сигналов ГЛОНАСС/GPS;
- определение местонахождения ТС с точностью до трех метров.
Доступ к информации, хранящейся в архиве СКЗИ, зависит от типа карты, которой обладает конкретное лицо. В общих чертах схема работы тахографа с НКМ в зависимости от типа применяемой карты выглядит следующим образом:
- Карта водителя (рабочий режим). В архиве СКЗИ регистрируются режимы движения ТС, периоды труда и отдыха водителей, возникающие сбои и неисправности и т.п. Вся информация предварительно шифруется.
- Карта контролера (режим контроля) и карта предприятия (режим предприятия). Доступна выгрузка информации из архива СКЗИ на внешние носители. К выгружаемым данным автоматически добавляется информация об используемой карте, значение счетчика событий, время, дата и координаты места проведения операции. Эта же информация заносится в защищенный архив.
- Карта мастерской (режим корректировки установочных данных). Разрешается внесение установочных и идентификационных данных тахографа, а также их изменение. Данные об используемой карте мастерской, счетчик событий, время и место внесения информации заносятся в защищенный архив СКЗИ.
Если по какой-либо причине тахограф выводится из эксплуатации, блок СКЗИ в обязательном порядке демонтируется и передается предприятию, которое должно хранить его в течение одного года. Информация об этом должна направляться в ФБУ «Росавтотранс». По окончанию хранения предприятие утилизирует блок СКЗИ и извещает об этом ФБУ «Росавтотранс».
Создание и выдача карт к тахографу и квалифицированных сертификатов блоков СКЗИ производится с соблюдением требований Федерального закона № 63 «Об электронной подписи». Их выпуском и аннулированием занимается удостоверяющий центр. Срок действия сертификатов НКМ и цифровых подписей составляет три года.
Чтобы заменить блок СКЗИ на тахографе в Воронеже, перейдите по ссылке и оформите заявку.
Навигация
Предыдущая статья: ← С апреля 2015 года штрафовать будут все ТС категории N2 без тахографов
Следующая статья: Сколько стоит тахограф →